С 1 июля 2021 года введен новый Экологический Кодекс РК. Основное новшество - принцип «загрязнитель» платит. Основываясь на этом предусмотрены такие меры как комплексные разрешения на основе внедрения наилучших доступных технологий, ужесточение мер при нарушении экологического законодательства и другие. Предусмотрен переход предприятий на комплексные экологические разрешения объектов I категории с условием внедрения наилучших доступных технологий (далее – НДТ). Об этом сегодня сообщил руководитель Департамента экологии по Карагандинской области Канат Мусапарбеков в ходе брифинга Региональной службы коммуникаций.
По словам Каната Мусапарбекова, переход на НДТ для действующих предприятий предлагается сделать поэтапным. Предприятие внедряет НДТ в соответствии с программой экологической эффективности в течение 10 лет. В этот период они будут освобождены от платы за эмиссии, и, соответственно, эти средства могут быть направлены на внедрение НДТ.
В случае, если предприятия не переходят на НДТ, то ставки платы за эмиссии будут расти: с 2025 года они вырастут в 2 раза, с 2028-го – в 4 раза и с 2031-го – в 8 раз.
Следует напомнить, что Карагандинская область является одной из самых крупных промышленных областей республики, и промышленный потенциал области продолжает расти, оказывая техногенное воздействие на окружающую среду. Территория области составляет 428 тыс. кв. км. Крупными загрязнителями окружающей среды: ТОО «Корпорация Казахмыс», СД АО «АрселорМитталТемиртау», УД АО «АрселорМитталТемиртау», АО «Централ Азия Цемент», ТОО «Оркен» (Атасу), ТОО «Оркен» (Кентобе), РУ «Казмарганец (филиал АО «ТНК Казхром»), АО «ТЭМК», ТОО «Караганда Энергоцентр» (ТЭЦ-1, ТЭЦ-3), ТОО «Bapy Mining», АО «Карцемент», ТОО «Kazakhmys Enerdgy» Балхашская ТЭЦ, Жезказганская ТЭЦ, ГРЭС Топар, АО «Жайремский ГОК», ТОО «Kazakhmys Smelting» (БМЗ), ТОО «Kazakhmys Smelting» (ЖМЗ и другие.)
Со слов руководителя Департамента экологии, на сегодняшний день совершенствовались механизмы государственного контроля. За сверхнормативные и самовольные эмиссии в окружающую среду размер административных санкций увеличены в 10 раз, а по остальным правонарушениям в 2 раза, привлечение к административной ответственности за совершение правонарушения в области охраны окружающей среды в течение трех лет со дня его совершения.
За систематическое нарушение природоохранного законодательства предусмотрено ужесточение административной ответственности. Так, к примеру, по ч.3 ст. 328 КоАП РК за нарушение (более двух раз) в течение трех лет влекут штраф на физических лиц в размере двухсот месячных расчетных показателей, на юридических лиц – в размере двадцати тысяч процентов от соответствующей ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении превышенного количества загрязняющих веществ, с приостановлением деятельности объектов 1-ой категории до устранения выявленных нарушений, а также предусматривается уголовная ответственность.
А также со вступлением нового Экологического Кодекса с 1 июля 2021 г. штрафные санкции, предусмотренные ч.1 ст. 328 КоАП РК увеличились в 10 раз, т.е. по Экологическому Кодексу от 2007 г. расчет производился в размере тысячи процентов от соответствующей ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении превышенного количества загрязняющих веществ (по расчету×10), с 1 июля 2021 г.- в размере десяти тысяч процентов от соответствующей ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении превышенного количества загрязняющих веществ. (по расчету×100).
За 2021 г. было проведено 7 внеплановых проверок в отношении АО «ПТВС» на соблюдение норм Экологического законодательства.
В настоящее время с момента вступления в законную силу нового Экологического Кодекса Республики Казахстан Департаментом экологии было проведено 6 внеплановых проверок.
По итогам проверок наложены штрафы в судебном порядке на общую сумму 66 950 529 тенге.
Департаментом экологии было составлено 2 протокола по ч. 3 ст. 328 КоАП РК, переданы в суд г. Жезказган. Судом не назначено.
Так была проведена ремидиация в ходе внеплановой проверки в отношении ТОО «Карагандинский целлюлозно-бумажный комбинат» в части неразрешенного сброса на рельеф местности.
В итоге был предоставлен план мероприятий по устранению нарушений и восстановлению утраченных свойств компонентов окружающей среды. Все выданные замечания были устранены, то есть применен принцип «загрязнитель платит».
При внеплановой проверке ТОО "Корпорация Казахмыс" Нурказганская обогатительная фабрика, было выявлено отсутствие пыле - очистного оборудования.иВ ходе данной проверки были наложены штрафы по ст.332 КоАП РК на сумму 510 475 тенге, по ст. 324 на сумму 145 850 тенге, составлен протокол по ст. 328 КоАП РК 76 028 983, взыскано.
Также в ходе проведение профилактического контроля на АО «Карцемент» и АО «Central Asia Cement» Департаментом экологии были выданы предписания о проведение ремидиации и предоставление плана. Все технические мероприятия были проведены и исполнены в соответствии с установленными сроками.
Также в ходе профилактического контроля был направлен иск на приостановление деятельности АО «Арселор Миттал Темиртау» Кислородно -конвертерный цех.
Также необходимо отметить, что согласно нового экологического кодекса каждый источник выбросов должен оснащаться ПГОУ (пылегазоочистной установкой). Департаментом экологии данная норма активно применяется на практике, в том числе при проведении профилактических контролей и внеплановых проверок, а также при составлении заключений по выдаче лицензий в области охраны окружающей среды.